воскресенье, 5 марта 2017 г.

Взгляд педагога - психолога со стороны на воспитателя... в одном человеке. Часть четвёртая: Предметно - пространственная среда... Где подводные камни?

   
     Здравствуйте! 😃 О пространственно - предметной среде не говорит разве что только очень ленивый воспитатель. Я же могу точно сказать, что впервые придя на группу и оглядев её, я внутренне удовлетворённо потирала "руки". Моя группа какой - то период была не очень обустроенной, так как хозяйки у неё не было. Признаюсь, я несколько критично отношусь к такой воспитательской позиции, когда педагог говорит, что ничего не обустраивал, так как на группе был временно. А временно - это целый учебный год! Послушайте, это же не месяц - два...  Но тем не менее для меня это показалось даже радостным моментом - ведь непочатый край работы! 😄 Но как преодолевать трудности? И где искать единомышленников?
      На самом деле трудностей много, но они не уникальны. 😏 Всё как у всех. Хочется много и сразу, а как этого достичь? 
      На методическом прозвучали примерно такие слова: " У нас садик новый, поэтому ещё надо создавать и создавать..." Тогда у меня промелькнула мысль, что вот так я ещё не думала, так как  по незнанию предполагала, что у них - то как раз всё в порядке. Это я мечтаю об обновлении стульчиков, линолеума..., а у них всё замечательно в этом плане и ближайшие годы можно обогащать группу тем, на что всегда как - то не хватает: театр, сюжетно - ролевые игры, дидактические игры...
      Заходя ко мне на группу, многие говорят, что всего слишком много. 😉 И вот это "слишком" меня заставляет пересматривать и ещё раз пересматривать то, что надо сделать.
   



     При обустройстве я составила для себя небольшой план действий и закрепила привычку фотографировать до и после перемен, чтобы видеть  картину в целом.
      Конечно, я понимала, что зацикливаться на одном нельзя: детям надо играть - раз, сезонное и праздничное оформление группы - два, среда должна быть обновляема периодически, чтобы дети не теряли интерес, а игрушки продолжали выполнять свои развивающие функции, а не лежать без дела, когда дети потеряют к ним естественный интерес.  Это как раз один из таких моментов деятельности воспитателя, когда приоритеты надо расставлять сразу в нескольких направлениях, так как ни в одном из направлений нельзя создавать ситуацию простоя. Однако и всё сделать сразу не получится - значит, будем двигаться шагами, а не прыжками. 😄 И я начала думать. Тот, кто читает блог давно, точно увидел на фото то, что я делала когда - то для своих детей. Вторая жизнь творческих поделок много значит для детского сада. Однако, безусловно, есть ряд моментов, которые только своими силами не сделать...
        Что мне изначально не нравилось - это то, что мебель у меня в группе весьма богатой расцветки  - пестрит. Немного резонировало с моей любовью к спокойным коричнево - бежевым тонам. 😊 Конечно, заменить её я не могу, а вот хотя бы подвести, пусть и красочному, но единому стилю - это, хоть и сложно, но вполне в рамках разумной реализации. Потом не было путёвого оформления окон... В целом, не было какой - то базовой, капитальной красоты и уюта. И эти задачи оказались самыми масштабными. Впрочем, было бы желание и настойчивость.
      Знаете, когда я, наконец, добилась того, что и занавески сшили, обновили ковёр  и даже с мебелью я нашла компромисс, обменявшись на взаимной договорённости в обмене несколькими шкафчиками с другой группой, некоторые мои коллеги снова завели песню, что, мол, вот выделили... Но 😉 что мешает быть влюблённым и настойчивым именно хозяином.
        Не сразу мне всё далось, нет, не сразу. Всё обсуждалось, приходилось где - то доказывать, что надо так, а не иначе, ждать месяцы...и снова напоминать о себе. Заметила, что администрация охотнее идёт на контакт, когда видит активность и желание. О, конечно, надо где - то поучаствовать 😄, чем - то помочь садику, но это естественно: деловые отношения они имеют место быть как в бизнесе, так и в детском саду. 😉  Так что теперь я, потирая руки, жду удобного момента для стульчиков. 😄 Сейчас я во многом успокоилась - мне стало комфортно.
     Однако это всё - таки касается капитальных моментов. Это то, что самостоятельно я точно не могу сделать - необходима помощь сверху. А вот далее всё немного доступнее.
      
       Нет, никаких поборов. Это исключено. Я сама родитель, постоянно размышляю, что надо и не надо для моих детей. Тем не менее на помощь родителей я, безусловно, рассчитывала. На первом родительском собрании я не говорила пространное  "надо обогатить среду...". Нет, я вышла перед родителями с конкретными предложениями, однако, оставляя приоритет решения только за ними. А выбрала я направление как раз то, на что, собственно, подтолкнула тема предстоящего методического объединения по конструктивно  - модельной деятельности. Впрочем, движение именно за этим маяком знакома каждому педагогу. Администрация озвучивает годовые задачи и мы начинаем двигаться в определённом направлении: либо обогащение сюжетно - ролевой игры детей, либо расширение возможностей предметно - пространственной среды по патриотическому воспитанию и т.п. 
       И тем не менее это только сейчас в моей голове всё так чётко обрело форму. А тогда я не очень задумывалась над тем, что будет только во второй половине учебного года. Но понимание, какого рода игровой материал я хотела бы иметь на группе, было: минимум готовых форм и максимум того, что развивает посредством  моделирования.
       "На самом деле именно игрушек детям не так и много надо"- , думала я, - "просто надо подумать, какие именно действительно необходимы". И... убрала из группы коляски, оставив только одну. 😉 Я их вынесла на прогулку. Безусловно, в каждой группе своя обстановка, а по наблюдениям за детьми можно выявить те или иные предпочтения. Вот и я понаблюдала и поняла, что с нашими малыми размерами (старая планировка такова, что в группе располагается и спальня для детей, забирая половину группового пространства) с колясками лучше будет играть на прогулке - дети в группе не могли с ними развернуться. И очень выиграла с таким решением. 😃
       Кукол и много машин было, чему я тоже очень радовалась. Это что - то такое базовое, что должно быть обязательно. Родительский коллектив приобрёл крупный Лего, парковку с дорогой и ортопедические коврики.
    
     А вот дальше... Ну, зря что ли я столько времени искала на просторах интернета оригинальные идеи?! 😉 В общем, сделала я ставку на конструирование и наглядное моделирование. Я уже писала о том, что родители моих воспитанников в этом отношении мне очень помогли и продолжают помогать: палочки, втулки, пробки, срезы, камешки и ракушки разных размеров .... и разные виды конструкторов. В этом тоже помогают родители. Спрашивают, есть ли у нас такой - то или такой - то, приносят...
     При этом дети приносят также те игры и игрушки, которые дома так и остались невостребованными. А вот в группе к ним отношение значительно поменялось. 😄 Когда дети видели привлекательность их игрушек в глазах других детей, то и сами с интересом в это играли. Кстати, и наши домашние игрушки мы немного разобрали таким образом. Знаю, возникают вопросы о сертификации игрушек... Конечно, не на всё при таком раскладе есть. Но ведь детки свои несут,  так что всё в порядке. А бюрократия... 😏 Часть игрушек у нас на веранде - дети находят себе на прогулке разные занятия. А как сказала одна из моих коллег: "У вас на веранде целая группа!"
     Уголки... Самой обустроенной оказалась зона песка и воды, природный уголок (тут, конечно, влияет личное увлечение растительным миром). Получается периодически обновлять (убирая и выставляя обратно) зону, где располагаются конструкторы, шнуровки и т.п.

       Сюжетно - ролевые игры. Здесь я действую постепенно. Так, можно довольно размашисто поиграть в больницу и магазин, повозиться поваром на кухне,  попробовать роль шофёра, в остальном, да и в последних двух, надо дорабатывать. ... Что только в радость. 😃
      
    И есть у меня мечта, которую мы с родителями стали шаг за шагом реализовывать. Я сразу сказала на родительском собрании, что самое желанное - это возможность трансформировать  пространство, превращая стульчики в машины и корабли (у нас нет места для крупных мягких модулей), кроватки для кукол, а столы в домики, гаражи... Вы уже, видимо, догадались, что речь идёт о тканевых... даже не знаю как доступнее назвать... Я их называю маркерами, задающими условное игровое пространство.
      На родительском собрании я к своей радости нашла единомышленников и даже (!!!) исполнителей. Что меня порадовало... На мою просьбу, если они сами не шьют, а поискать - нашли бабушек и хороших знакомых. Так, у нас появились машины, кроватки, а какие красивые теперь у меня кресла в групповой!... Работаем дальше. 😊
       Вкладываюсь ли я сама?... Да, есть такое дело. Но это скорее вариант, когда временно даю ребятам в группу то, что мои Маринка и Кирилл оставили в покое - надоело. Да, какие - то игрушки перемещаются из дома в группу и обратно. Как я отметила выше, в отношении игр детей я не могу допустить ситуацию простоя. Мир игрушек для меня очень притягателен, но я за то, чтобы игрушка приносила пользу и была востребована. И меня искренне радует, что пока моему  любимому малышу мастерская временно надоела, мои такие же любимые воспитанники имеют возможность играть в новую игру. Впрочем, конечно, не скрою: я надеюсь, что мои порой внешние "переезды" из дома в детский сад и обратно станут легче. 😄
      Самое трудное по времени, мобильности пока для меня остаётся сезонное и праздничное оформление группы. В голове вижу одно, но пока физически успеваю сделать минимум каждый раз... Но не всё сразу.
      Одним из решений стало панно, но не статичное по содержанию, а с возможностью активно менять его содержание. Частично мне это удалось. Более того, мне хотелось, чтобы при необходимости оно выполняло функцию своеобразного фланелеграфа. Подумали над подбором материалов и реализовали. Но вот сказки для показа пока не успеваю делать и переживаю по этому поводу. Подключаю родителей.😉
       В целом, мне хочется поблагодарить и администрацию, и родителей моих воспитанников. При всём разнообразии мнений и активности они молодцы: и обвязывают, и обшивают, и конструируют... Всё - таки очень много значит для воспитателя, какие отношения складываются с родителями и как характеризуется родительский коллектив по  сплочённости и активности.
      Конечно, когда я просматриваю современный дизайн детских садов, появляются всё новые и новые мысли, но это только к радости - люблю перемены.

      И последнее.... Обсуждают ли коллеги? Да... На первый взгляд, и отношения хорошие, а вот всплывают время от времени разговоры, по которым я понимаю, что следят пристально. Сначала это было причиной моих раздумий, но потом пришла к мысли, что это часть естественного процесса жизни в коллективе. 😉
      Примечание:
  • Немного разбавлю темы постов отдельными моментами из моей практики в детском саду - это в следующий раз. А  пока готовлю пост о том, где  я подниму самую для меня злободневную тему: Планирование - это хорошо! Но где взять на его ведение время? И как распланировать несколько часов тихого часа, чтобы и для группы, занятий что - нибудь сделать, и в бумагах был порядок? И есть ли вариант идеального планирования?
  •  О том, какие впечатления вызывает у меня работа воспитателем, можно почитать в разделе Психолог на замене.
Екатерина Белова 😘

   

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

14 комментариев:

  1. Катя, здравствуй! Как же интересно ты пишешь!!! По описанию и фото видно, что ты вкладываешь всю себя в работу с дошкольниками. Уверена отдача такова же и от детей и от родителей. Ни разу в посте не прозвучала фраза "....а где денег на все это взять?" (такое часто слышу) Где, где? Это все зависит от правильно выстроенной работы с родителями. Важно ни что сказать, а как сказать, ни что попросить, а как попросить и преподнести правильно и доступно информацию о том, что действительно необходимо для благоприятного развития детей. Здорово, когда родители становятся единомышленниками. Я думаю тебе работается в удовольствие еще и потому, что отношения с родителями у тебя выстроены правильно. И это не удивительно..) Успехов, Катя, и новых идей для вдохновения и воплощения. И да..следующая тема будет очень интересной)) Она. действительно, как "больной мозоль"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))), Юля, на самом деле в моём мозгу всегда звучит вопрос о средствах. :))) Только контекст я вкладываю другой, словно продюсер, просчитываю ходы - выходы, решения. Это естественный ход вещей, планирования. :) И когда понимаешь, что одними силами никак, обращаешься к другим. Когда заходит вопрос о деньгах, то это всегда звучит неприлично - такой уж у нас менталитет. Но когда говоришь о конкретных планах, о необходимом творчестве, сама показываешь результаты творческого труда, то сдвиг в активности окружения меняется в лучшую сторону. Для меня очень показательным моментом оказалась ситуация с одной из мам. Я запланировала со своими малышами в апреле серию разной занимательной деятельности по теме космос. Вот вроде маленькие, а увлекает их эта тема. Поделилась с одной из мам планами. Так она, не дожидаясь моих просьб, стала делать уже сейчас декорации - планеты. Ты права: увлечь - это часто залог успеха. :) Рада, что заглядываешь. :)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Екатерина! Опора на родителей в этом деле очень важна, когда ты сам горишь идеей, всегда-всегда найдутся единомышленники-помощники среди родителей, да не все 30, но костяк будет и будут такие, которые вообще ничего не заметят и не поймут, но и мешать не будут. У меня кабинет совместно со старшим воспитателем, все время стараюсь добавить какие-то привлекательные вещи, чтобы было ярко, интересно. Удачи в ваших продолжениях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте. :) Согласна, что не все 30 будут активность проявлять, но при правильном подходе единомышленники всегда найдутся. Когда я только знакомилась со своими родителями, то услышала, что данный коллектив не очень активный и т.д. и т.п. А вот на деле оказалось многое не так: ведь каждый (именно каждый!) уже успел что - то для группы сделать. И моя им огромная благодарность! :) Главное - найти подход. ;)
      И я рада, что у вас есть желание творить и создавать красоту - искра живого интереса в нашем деле очень важна! Спасибо и взаимно. :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Екатерина! Счастье для педагога (воспитателя, учителя) - это когда тебя понимают: администрация и родители. Если нет взаимопонимания и поддержки, ничего не выйдет, а если и выйдет, то с большим надрывом и затратой физически-моральных сил.
    Моему сыну скоро в садик, и я прямо трепещу... Как-то в больнице, куда мы с сыном пришли на прием, услышала разговор одной мамы по телефону, которая говорила о том, что с них постоянно что-то собирают, при этом в группе нет даже красок и всего самого необходимого для детского творчества. Я очень боюсь нарваться на поборщиков. Это возмутительно и нахально, но почему-то считается нормальным. Вы же делаете всё исходя из того, что Вы тоже родитель. Знаете, я тоже так же. Не могу и не имею право встать перед классом и потребовать сделать ремонт. Жалюзи и телевизор в класс купили по обоюдному согласию, только вроде бы один человек отказался.
    Ваша работа действительно впечатляет. Вижу в Вас себя: тоже нравится что-то в классе делать. Правда, и покупаю за собственные средства: карты, наглядные пособия, диски, DVD. По-другому никак, зато мои дети буду изучать нормальный, настоящий язык, а не "учебничий". И у Вас, как я вижу, точно так же, и это правильно!
    Успехов Вам!!! Пусть на Вашему пути будет как можно больше единомышленников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, здравствуйте. :) Спасибо. :) Без помощи администрации и родителей у меня действительно опустились бы руки... И ничего не вышло бы. Какое - то время я точно бы двигалась вперёд (натура :))), но чувство пустоты рано или поздно прочно поселилось бы... И... и я рада, что всё сложилось так, как сложилось. :) Да, я вижу, мы действительно похожи. :) Пусть всё получается!

      Удалить
  4. Катя, браво! Какие интересные решения! Столько шикарных воплощений! Деткам очень повезло с воспитателем. Тканевые машинки и дома для трансформации стульев и столов - какая идея! теперь и я это хочу, буду осуществлять))).
    Поздравляю тебя с праздником! Пусть реализация не отстает от идей, пусть все получается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анют, спасибо. :) Захвалила. :) Однако я и сама немного довольна собой - всё - таки организовано и сделано много за короткий период. А тканевые домики и т.д. - это для меня даже по большей части решение по организации нашего малого пространства. Но идея шикарная! :))) Теперь кропотливо собираю материал для реализации.
      Анют, и тебя с прошедшим праздником! Пусть весна в душе живёт со своим вдохновением на новое всегда в тебе!

      Удалить
  5. Катя, какая же ты молодец!
    Твой художественный вкус преобразил пространство! Я любовалась твоими решениями. ЗДОРОВО!
    Знаешь, через экран чувствуется, что деткам комфортно. А как им должно быть интересно!
    Хорошо, когда ты с родителями на одной волне.
    Катя, продолжай! Ты все правильно делаешь. Не оглядывайся на коллег. Пока изнутри прёт, просто делай.
    Восхищаюсь тобой!
    Мне далось решение ухода от детей из школы нелегко. Но у меня другого выхода не было. Действительно, не было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Олечка, я такого педагога очень желаю своему ребёнку! Очень, ..очень много потеряла школа... А на сколько шагов, дел ты меня вдохновила! Знаешь, я ведь даже сейчас своих малышат, просматривая твои блого - конспекты, учу анализировать мир природы. Все поставили в детском саду по одной веточке, а я три с разных деревьев, сиреневого куста. Анализируем, делаем выводы. Я уверена, что не было бы в моей жизни твоей мудрости, то не было бы у меня такого уголка природы. :) Конечно, я ещё буду дорабатывать - и это снова только благодаря тому, что читаю тебя. Рада, что ты вещаешь на широкую аудиторию, а не в застенках. :)
      Спасибо тебе за поддержку - ценю твоё мнение! :)

      Удалить
    2. Катя, спасибо!
      И для меня важно, и вдвойне приятно, что идеи воплощаются в жизнь у таких педагогов как ты! Это вдохновляет меня на движение вперед. Поэтому это взаимная штука)))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Екатерина! Абсолютно согласна с тем, что если воспитатель Заинтересован в результате своей работы, то единомышленников и помощников найдёт обязательно и среди родителей и среди администрации. Несколько лет я пришла в новую группу, то что увидела вокруг повергло в шок: ободранные стены и полы, жалкие резиновые игрушки, грязный стулья и столы и тп., а ведь там "работали" ранее не один год постоянные воспитатели. Да, понадобилось несколько лет, чтобы обновить мебель, игровой и учебный материал, сделать хороший ремонт.Помогали все, не сразу и не по первой просьбе,но всё же.
    И,кстати, тема планирования очень больная для всех воспитателей, было интересно, какова реальность в воплощении оной.(Пока за счёт личного времени).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла Анатольевна. :) Вот, видите, и у Вас похожая ситуация получилась. Помню, самое начало учебного года... В какой - то период моя Маргарита Сергеевна (заведующая), чувствовалось, даже устала от моей активности. :))) Однако сейчас всё больше и чаще сразу откликается, слушает, даёт рекомендации, ищет со мной вместе решения... Так хочется двигаться вперёд и вперёд. :) Желание, мотивация, поиск не причин, а возможностей - это путь к новообразованиям. :) Рада, что заглянули. :)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Екатерина!
    Спасибо за высказанные мысли вслух. Далеко не каждый воспитатель ищет пути решения с позиции родителя. Браво, Екатерина! То, чего Вы добились общими усилиями родителей, администрации и, в первую очередь, своим неравнодушием, огромным желанием двигаться вперед заслуживает уважения. Удачи Вам, Екатерина!!!

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!