четверг, 9 марта 2017 г.

"С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками..."

      
   Здравствуйте! 😃 Пишу - пишу о воспитательской стезе, а получается ли успевать реализовать то, что в сфере деятельности педагога - психолога? Да, но не так, как я это делала раньше - формат изменился. Однако об этом я расскажу потом.  А вот об отдельных моментах поведаю сейчас.
        
       В этом году я активно работаю по программе Надежды Михайловны Погосовой "Цветовой игротренинг". Очень нравится, а потому я снова настойчиво порекомендую данный тренинг коллегам.  Когда - то я немного описывала авторскую концепцию в статье "Изучаем цвета системно и последовательно или Цвет как помощник в познании".
     Напомню, что данный игротренинг опирается на образы фей:
       "...- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света,  - вам предстоит нелёгкая работа: осветить своими цветными лучами Землю и сделать её разноцветной, нарядной и радостной. 
         (...)
     Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Земля и расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов ".
      Мне очень понравилась авторская позиция, что творческий подход к структуре необходим, так как нет двух одинаковых педагогов, так и нет двух одинаковых коллективов детей, не говоря уже о том, что каждый ребёнок - индивидуальность. Для меня это очень ценная позиция, так как есть методика с разработанными конспектами, а между тем есть вектор, когда  приветствуется адаптация, модификация под конкретный коллектив детей.
        Полистав сначала бегло, а потом углубившись, я поняла, что наиболее актуально для меня будет работать по данной программе в группе детей по коррекции заикания, учитывая тот факт, что и группа детей в этом году довольно сложная, и я давно искала такую программу, где бы автор имел богатый опыт работы именно в сфере логопедии. Таким автором является именно Надежда Михайловна Погосова. Другими словами, это именно тот самый педагог, который в процессе многолетней практики справлялся с возникающими трудностями, а, значит, здесь имеет место быть не только ум, но и большие чувства. Знания на чувственном уровне  - такой опыт очень ценный!
      Практически всегда практикующему психологу приходится по факту проведения что - то менять, перестраиваться... Иногда кажется, что интуитивно понимаешь группу - я - то надеюсь, что это всё - таки профессионализм. 😄 И вот здесь тема фей, цветовой палитры, сказок...  - всё это позволяет на чём - то остановиться более подробно, пока ощущение определённого рода законченности не диктует естественного желания двигаться дальше.
       И мы остановились в самом начале - уж, больно зацепила тема того, как из двух явлений - состояний: тьмы и света (что представляет собой нечто базовое и не является ни плохим, ни хорошим) - под цветными лучами Земля стала разноцветной и радостной. Четыре занятия мы посвятили этому. Я предлагала детям несколько видов заданий. Когда я пришла в первый раз и мы начали выполнять первое задание, я не думала, что будет продолжение. Однако, оказалось, что в рамки одного занятия мы не уложились. Значит, надо было продолжать.  Значит, была в этом потребность. Дети с удовольствием, подчиняясь сказочной инструкции и метафоре, раскрашивали мир, подобно феям. В самой программе на это даётся свой намёк, но никаких обязательных установок - всё на желание педагога и детского коллектива.
       В первый раз я принесла детям разноцветные камни и нарисовала на сером картоне (жаль, что с чёрным у меня накладка вышла)  белым мелом разные линии и простые предметные изображения.

      Данное упражнение я активно применяю в работе с детьми по подготовке к школе (и не только) - хорошо развивает зрительно - моторную координацию. И вот дополнительный потенциал упражнения в эмоциональной сфере.
     Во второй раз я немного разнообразила материал, добавив палочки. Так, дети уже не просто "раскрашивали" мир, но и "строили" его, задавая определённую структуру. Со своими малышами я тоже практикую такие картины, о чём уже рассказывала в статье "Детские картины из природного материала - выкладываем на столе".
     В третий раз я прибегла к новому для меня ресурсу, который я стараюсь активно освоить - это игровая технология Мозартика. Её теоретические основы я описывать не буду. Однако обязательно отмечу, что она хороша и как игровая технология для развития воображения, коммуникативных умений (это пока те яркие акценты, которые были расставлены в нашей деятельности с детьми), и вместе  с тем, возможности развития в эмоциональной сфере, глубокого проективного смысла деятельности детей просто завораживают. Но это мои впечатления. 😃 Дети? Детей данная серия игр просто заворожила. И вот мы, следуя за идеей автора игровой технологии Полины Руссавской, сначала "раскрашивали" окно, через которое мы смотрим на мир, концентрируясь на той мысли - вопросе: "А каков этот мир?", - что помогло мне понять, имеет ли место быть базовое доверие к миру и какими красками этот мир открывается каждому из них. 

   Потом мы "строили - раскрашивали"  город, концентрируясь на мысли - вопросе: "Дружелюбный ли этот мир?"
       А потом мы и вовсе обратились к космосу...
    Безусловно, как - то само собой напрашивалась и деятельность с красками и другими изобразительным материалом (я имею в виду именно "краски целого мира")... и она будет, только я поняла, что именно в тот момент, после 4 занятий, можно и нужно было двигаться дальше. Обратимся к масштабному творчеству после прохождения программы как рефлексии полученного нового опыта, понимания.

Екатерина Белова 😘

Хотите получать новые статьи блога прямо себе на почту? Введите свой email адрес:

9 комментариев:

  1. Доброе утро, Екатерина! Это просто класс: возьму на вооружение Ваши наработки. Всё же да, мы с Вами похожи: я за то, чтобы творил ученик, пусть он или она высказывает свои идеи, желания, ведь у детей это намного интересней моего! Идея всех продуктивнее: не только раскрасить, но и построить самому.
    Мозартрикой давно заинтересовалась, как только Виктория Александровна Свиридова о ней написала. Обдумываю, как бы что-то такое похожее перенести на "английскую почву" - может, сделать наподобие пазла? Всё же мозартрика - работа для профессионалов, технику надо осваивать. Я хотела приобрести парочку наборов, но, боюсь, не осилю широты ее размаха. А может, просто доверюсь своему сыну, пусть он творит и придумывает? С какого возраста лучше всего начинать: с 4-5?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуй, Катя!
    Твои подходы к деятельности с детьми дошкольного возраста :) откликаются во мне.
    Для меня также важно то, что программу можно адаптировать под коллектив. Не всегда идет одна и та же игра с разными детьми. Работа с Мозартикой всё больше увлекает, я открываю всё новые грани.

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, здравствуй. Вот. ничего поделать с собой не могу, но вот такие репортажи с места событий безумно люблю и ценю. Классно, интересно, увлекающе. Мозартикой сама увлекаюсь, мало того, нахожусь вместе с Викторией Свиридовой в одной группе по обучению использования Мозартики. Игра действительно завораживает.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Екатерина! Спасибо за интересные моменты!

    ОтветитьУдалить
  5. Катя, привет!

    Читаю тебя как хорошую книгу.
    Такая большая нагрузка. Как ого планируешь быть воспитателем?
    Очень понравилась идея с мелом. СПасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день, Екатерина Андреевна! Замечательные идеи, очень понравилось, как Вы придумали рисовать мелом на картоне, чтобы малыши выкладывали рисунок - здорово!

    ОтветитьУдалить
  7. Потрясающие идеи-такая энергия просто завораживает!Удачи и творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте! Еще раз подтолкнули меня к тому, чтобы заняться цветом, давно уже планирую это. Есть программа И.В. Сидоровой "Развитие и коррекциия с использованием цвета эмоционального мира". Как я поняла, она сделана на основе упоминаемой Вами программы, модификация без логопедического уклона. С будущего года займусь с детьми с ЗПР! Спасибо за информацию и вдохновение!

    ОтветитьУдалить
  9. Катя, вот цвет очень динамическая штука. А какое психологическое воздействие оказывает цвет помещения!))) Акцентами можно многим управлять.

    Я тут недавно на родительское собрание к сыну ходила, и зашла в свой кабинет. Там ремонт сделали. Летящие светло-салатовые оттенки, были заменены на коричневый. Вероятно, это должен был быть персиковый цвет, но маляры промахнулись до оттенка краски для пола, разбавленного белилами. В общем, гнетущее впечатление. Сын говорит, что кабинет сжался до не комфортной зоны.

    Года три назад так покрасили кабинет завуча))) Она повела там уроки пару недель и заставила перекрасить в светло-голубой. Потому что там голова болела от цветовой гаммы.

    Пастельно-салатовый цвет расслабляет психику. Это цвет безопасности и дзена. У меня в кабинетах всегда были светлые салатовые стены))) и дети любили просто приходить в кабинет.

    ОтветитьУдалить

Если тема Вас затронула, обязательно напишите, что Вы об этом думаете!